Звездная роль, неудачи и печальный уход забытого актера из СССР. Валентин Попов

В 1962-м году состоялась премьера картины «Застава Ильича» и прославила на весь Советский Союз замечательного актера Валентина Попова. Звездная роль открывала для парня большие перспективы в кинематографе. Но он решил сам снимать фильмы, и переквалифицировался в режиссеры.

Валентин Попов в фильме “Застава Ильича” (“Мне двадцать лет”), 1962 год

Впоследствии стало понятно, что профессию Попов сменил опрометчиво. У него, несомненно, был талант, однако этого оказалось мало, для противостояния чиновникам. Каждая новая картина забирала у Валентина Васильевича частичку здоровья и нервов. Ему не была свойственна жесткость, умение идти «по головам», применяя диктаторскую ломку мира под своё видение.

К сожалению, ни одна из его пяти картин, так и не была оценена по достоинству. Несколько раз на съемочной площадке Попову становилось плохо и его увозила карета «скорой помощи». Заканчивать съемки пришлось совершенно другим людям.

Начало творческого пути

Будущий актер, сценарист и режиссер появился на свет 30 мая 1936 года. Семья жила в Москве. В подростковом возрасте принимал участие в художественной самодеятельности. В начале 50-х его приняли в труппу знаменитого Народного театра ЗиЛ. Там же познакомился с М. Хуциевым, который сыграл в его судьбе значительную роль.

Валентин Попов (слева), Владимир Высоцкий и Валентин Никулин. Источник: livejournal.com

Мечтая стать профессиональным актером, поступил в Школу-студию при МХАТе. Обучался на курсе П. Массальского вместе с В. Высоцким, Г. Епифанцевым, В. Никулиным. Позже бывшие однокурсники играли в Театре на Малой Бронной. А также принимали участие в постановках «Современника».

Звездная роль

Актерская карьера Валентина Васильевича могла начаться ещё в 1956 году. И может быть не Николай Рыбников, а именно он стал бы кумиром миллионов после выхода на экраны картины «Весна на Заречной улице».

Дело в том, что Марлен Хуциев хотел роль обаятельного сталевара Савченко отдать Попову. Но потом все же остановил свой выбор на Рыбникове, в кинокопилке которого было уже семь работ. Через шесть лет режиссер начал искать актеров на ведущие роли в драму «Застава Ильича». В его поле зрение попали Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская, Лев Прыгунов, Валентин Попов.

Валентин Попов (слева), Николай Губенко и Станислав Любшин в фильме “Застава Ильича” (“Мне двадцать лет”), 1962 год

Пробы прошли успешно, и в итоге главного героя Сережку Журавлева сыграл Попов. Вскоре зрители увидели картину, но под другим названием – «Мне двадцать лет». Несмотря на серьезную критику в адрес дебютанта, на МКФ в Венеции журнал «Cinema Nuovo» высоко оценил игру Валентина Попова и вручил престижный приз за лучшую мужскую роль.

Советские же режиссеры не спешили его приглашать в свои картины. В театре тоже были простои и Попов начал искать другие пути самовыражения. Все чаще задумывался о том, что он может написать сценарий и по нему снять фильм.

Валентин Попов и Марианна Вертинская в фильме “Застава Ильича” (“Мне двадцать лет”), 1962 год

Режиссерские работы

Во ВГИХ поступил без особого труда. Попал в мастерскую И. Таланкина. В конце 60-х окончил режиссерский факультет и в качестве дипломной работы представил драму «Зинка» по рассказу Лихоносова «Что-то будет». Его сорежиссером стала С. Дружинина. А ведущие роли сыграли В. Соломин и В. Федорова.

Первую полнометражную экранизацию Валентин Васильевич снял в 1972-м году. Она имела название «Бой с тенью». Эта работа считается лучшей, хотя на тот момент подвергалась жесткой критике и прошла мимо зрителей. Чиновники на киностудии «Мосфильм» отказывали режиссеру в постановке новой картине.

Павел Сергеичев и Наталья Беспалова в фильме “Бой с тенью”, 1972 год

Так прошло несколько лет. Чтобы не сидеть без дела Попов едет на Украину, и приступает к съемкам детской киноленты «Вы Петьку не видали?». Через три года читает сценарий Артура Макарова, который очень ему понравился.

Киноповесть «На новом месте» о борьбе с браконьерами имела все шансы на успех. На главную роль утвердили Жанну Прохоренко. Однако съемки проходили сложно. Подобрать единомышленников Попову не удалось. Халатность и безответственность коллег довели режиссера до инфаркта. Когда Валентин Васильевич проходил курс лечения, оператор Д. Коржихин завершил съемочный процесс.

Кирилл Лавров и Галина Польских в фильме “Свидание с молодостью”, 1982 год

Следующую экранизацию «Свидание с молодостью» ему тоже не удалось снять от начала до конца. Организм Попова не смог выдержать бесконечные проблемы и стрессы. Инсульт сделал свое дело, и режиссеру назначили третью группу инвалидности.

О судьбах коллег Валентина Попова можно узнать, прочитав статьи:

Клара Лучко: Яркие роли, ранее вдовство и поздняя любовь лучезарной актрисы

Николай Губенко: Сложная судьба, большая любовь и уход в преддверии 79-летия

Личная жизнь

О личной жизни Валентина Попова мало информации. Состоял в браке с оперной певицей Мартой Костюк. Супруги воспитывали сына Дмитрия. Семейная жизнь проходила хорошо, и, если бы не постоянные неудачи в творчестве, вместе могли бы дожить до глубокой старости.

Валентин Попов и Марта Костюк в молодости. Источник: stuki-druki.com

К сожалению, судьба отмерила талантливому актеру и режиссеру совсем мало времени – 55 лет. Ушел из жизни 18 декабря 1991 года. Причина – очередной инфаркт. Могила находится на Троекуровском кладбище, город Москва.

Сын актера, Дмитрий Попов, стал кинематографистом, живет в столице. Жена Марта повторно вышла замуж и в конце 90-х уехала в Америку.

Оцените статью
Звездная роль, неудачи и печальный уход забытого актера из СССР. Валентин Попов
Зрелость – означает богатство