Вольф Мессинг: где правда, а где миф? Экстрасенс, артист или мошенник?

История знает немало мистифицированных фигур – это и Нострадамус, и Вангелия Панчева (Ванга), тот же граф Калиостро и многие другие, получившие славу предсказателей, медиумов, телепатов и целителей. В постсоветское время список пополнился ещё одной фигурой – Вольфом Мессингом. Кто он был на самом деле, и кому обязан мифами о своих сверхспособностях?

Он предсказал советские танки в Берлине, гипнотизировал людей на расстоянии, предсказал Сталину славную победу в тяжелейшей войне. Такими мифами обросла фигура знаменитого иллюзиониста Вольфа Мессинга. Уже после его смерти появилось бесчисленное множество легенд, фильмов и книг, где сложно определить – где правда, а где вымысел. Основой подобной мистификации послужили публикации Михаила Хвастунова, близко знавшего знаменитого артиста.

Михаил Хвастунов

История Вольфа Мессинга достойна приключенческого романа. Знаменитый артист в течение тридцати лет гастролировал по всему Союзу, собирая полные залы. Он был настоящим профессионалом своего дела и считался одним из лучших иллюзионистов. Кроме того, он ещё был фокусником-менталистом. Благодаря своему знанию языка тела, он якобы умел читать мысли. Подобные трюки можно встретить и сейчас: современные фокусники говорят, что главное – следить за мимикой и жестами человека, и тогда можно легко угадать, например, в какой руке он сжал предмет, или в каком кармане его спрятал.

Действительно, неподготовленные люди могут неосознанно выдать себя, и фокусники-менталисты с лёгкостью продемонстрируют вам подобный трюк. Следует отметить, что метод чтения мыслей по мимике и жестам, определения истинных эмоций человека безотказно работает только в сериале «Обмани меня». Да и то протагонист признаёт, что у него в карьере были провалы.

Тем не менее, знаменитый советский иллюзионист ни разу не опозорился перед публикой. Слухи о его сверхспособностях ходили достаточно давно, но сам артист никогда ничего подобного не заявлял.

Вольф Мессинг в молодости

Биография

Вольф Григорьевич Мессинг родился в Варшавской губернии в 1899 году. Искусство иллюзионизма стал постигать ещё в детстве, работая ассистентом фокусников в бродячих цирках. Тогда, в начале нового века, подобное искусство стремительно набирало популярность – уже с успехом гастролировал по миру Гарри Гудини, появлялись новые мастера иллюзий. Юный Вольф настолько проникся подобным искусством, что сам впоследствии решил стать фокусником, вопреки надеждам отца, который настаивал, чтобы Вольф стал раввином.

Мессинг, однако, был человеком религиозным. Даже в СССР он продолжал оставаться верующим иудеем и строго соблюдал все традиции, посты, отмечал религиозные праздники.

Вскоре у Мессинга появился свой фирменный номер: он ложился в стеклянный куб и изображал голодающего японца. Природная худоба артиста порождала у публики веру в то, что он действительно месяцами ничего не ест. Однако артист тайно подкреплялся ночью, утром же ложился обратно в своеобразный «гроб», продолжая своё фирменное шоу.

До войны Мессинг устраивал представления с «чтением мысли», однако какой-либо популярности не достиг. Артист с трудом сводил концы с концами, и, возможно, остался бы никому не известным фокусником, но к сорока годам его судьба круто изменилась.

В 1939 году началась война, и фокусник бежал в СССР. Все его родственники, оставшиеся в Польше, погибли в концлагере Майданек.

Практически сразу Мессинг стал выступать в цирке, где показывал невероятные для того времени фокусы с «чтением мысли». Он быстро стал знаменит и почитаем. При этом артист категорически отрицал свои якобы телепатические способности. Вот, как сам артист объяснял свои способности:

Во время войны артист пожертвовал личные средства для строительства двух истребителей. Причём первый был «именным» и предназначался для лётчика Константина Ковалёва, с которым впоследствии у артиста сложились достаточно близкие отношения.

Подтверждён факт того, что Мессинг получал благодарственные телеграммы от Сталина, что, однако, нельзя считать подтверждением факта их близкого знакомства.

Мессинг и Ковалёв

Эстрадная карьера

Пожалуй, стоит отдельно рассмотреть историю эстрадной карьеры Мессинга и секрет его небывалой популярности в СССР. В Польше бродячих артистов было действительно много, а вот в СССР столь необычные артисты были довольно редки. Кроме того, во время войны цирковые артисты, в том числе, фокусники, давали концерты для фронтовиков. Это позволяло солдатам расслабиться и хотя бы на миг забыть о нелёгких буднях.

Кроме того, Мессинг состоял в агитбригаде. Поскольку в СССР категорически не приветствовалась вера в сверхъестественное и всякие мистификации, все знаменитые фокусники-иллюзионисты проводили также сеансы саморазоблачения, показывая публике, что все их чудеса – не больше, чем ловкость рук.

Вольф Григорьевич практически всю жизнь провёл в разъездах. Казалось бы, он должен привыкнуть к толпе зрителей, полным залам и тому, что на него смотрят тысячи пар глаз. Тем не менее, сам артист сильно нервничал. За день до выступления он ничего не ел, и во время концертов выглядел напряжённым и взвинченным, что неискушённые зрители принимали за магнетизм. И это Мессинг делал не по прямому умыслу: он так и не смог побороть свой страх перед толпой – ему было непривычно то внимание, с которым на него смотрят. В тесном кругу друзей он мог быть откровенен и раскован, но совсем другое дело – когда на него с надеждой смотрят сотни и тысячи простых граждан, и цена провала будет слишком велика.

Несмотря на это, Вольф Григорьевич с успехом выступал перед публикой. Его харизма и мастерство сделали его номером один в своём деле. Выступал, как правило, с ассистенткой. Сперва это была его жена, а после её смерти – Валентина Ивановская.

Мессинг и Ивановская на концерте

В течение всей жизни Мессинг продолжал оттачивать мастерство, доводя свои трюки до совершенства. Даже будучи в преклонном возрасте, он продолжал гастролировать по стране, собирая полные залы.

Он знал, что молодые скептически настроенные зрители обязательно попытаются поймать артиста в ловушку, заставить его перенервничать и сбиться. На этот случай у Мессинга имелся целый арсенал приёмов. Чтобы избежать провала, артист переключал внимание публики на самого добровольца. Например, он мог во всеуслышание произнести: «Молодой человек, прекратите думать о другом, вы меня сознательно запутываете»! Или «Товарищ в третьем ряду, вы сбиваете меня своими мыслями, помолчите»!

Позже участники эксперимента признавались, что артист временами ошибался, но они не решались сообщить о провале, зная, что большинство зрителей настроены на его поддержку. Так телепатические фокусы Мессинга всегда работали безотказно. Можно ли назвать самого Мессинга обманщиком и манипулятором? Вряд ли, поскольку он не заявлял никогда о сверхспособностях и даже давал саморазоблачительные интервью. Но стоит признать, что психологом он был тонким и прекрасно чувствовал настроение человека и мог «прочитать» его.

Артист скончался 8 ноября 1974 года в возрасте 75 лет.

Могила Вольфа Мессинга

Мистификации

В период «перестройки» и постсоветские годы появилось множество лже-пророков и «свидетелей чуда». Казалось, вернулась мода на оккультизм и спиритизм, столь популярные в начале XX века. В этот период и начинается мистификация биографии Вольфа Мессинга.

Здесь как нельзя кстати пришлись публикации Михаила Хвастунова. Сам журналист к тому времени умер и вряд ли бы смог что-либо прокомментировать по этому поводу. Мессинг, в действительности, не встречался ни с Эйнштейном, ни с Ганди, ни с Гитлером. Не обладал он и способностью гипнотизировать на расстоянии.

Более того, учёные и психотерапевты заявляют: гипноз – не больше, чем психологический приём, основанный на самовнушении. Нельзя заставить человека, проходящего сеанс гипноза, делать что-то помимо его воли.

Почему же фигура Мессинга обросла таким количеством мифов? Есть версия, что Хвастунов сознательно исказил реальные факты его биографии, однако, учитывая, что и сам артист был горазд присочинить, вполне вероятно, Хвастунов записал все эти рассказы-небылицы, не относясь к ним со всей серьёзностью.

В этом случае Мессинга можно считать кем-то сродни Мюнхгаузену – человеку, любящему сочинять и рассказывать небылицы, причём не пытаясь даже придать им какой-то оттенок достоверности. Вряд ли, конечно, и сам артист, и журналист Хвастунов предполагали, что простые и незамысловатые рассказы, которыми знаменитый фокусник развлекал друзей, спустя десятилетия станут поводом для мистификации.

Фото из открытых источников.

Благодарим за внимания.

Источник

Оцените статью
Вольф Мессинг: где правда, а где миф? Экстрасенс, артист или мошенник?
Фарфоровая роскошь для истинных ценителей
Top.Mail.Ru