Загадки 8 самых известных картин Яна Вермеера

Искусство прекрасно тем, что дает возможность фантазировать и предполагать, и каждая версия-это всего лишь очередная версия. Поэтому в этой статье я расскажу истории и предположения, которые больше всего понравились мне.

Молочница

Молочница, 1660-е

В Голландии 17 века было модно изображать бытовые сцены. Частым сюжетом картин был момент взаимодействия служанок и их хозяек. Часто их изображали в момент ссоры, когда хозяйка отчитывала нерадивую служанку, которая плохо выполняет свои обязанности.

Однако, во времена, когда Голландия стала республикой (на 22 года) модно стало изображать кротких и добросовестных представителей рабочего класса.

Хлеб и молочные продукты были основной едой голландцев, в домах содержалась специальная прислуга-молочница, которая занималась приготовлением масла, творога, сыра и следила за чистотой цедильной ткани и посуды. Собственно ее, молодую и пышущую здоровьем девушку, мы видим на картине. И натюрморт с хлебом написан настолько реалистично, что даже просыпается аппетит.

Вермеер обожал синий, и восхитительно писал ляпис-лазурью, которая стоила баснословных денег. При жизни он не продал ни одной картины за сумму, которая покрывала бы его затраты на краски. Можно сказать, что именно синий и погубил его, но как он прекрасен-просто не оторвать взгляд.

Кстати, расскажу еще пару фактов про эту картину. Я уже говорила, что художника в шутку называют “непревзойденным певцом света из окна”. Обычно он пишет мягкий, серебряный свет, разливающийся по комнате и освещающий персонажей, но здесь на лбу у молочницы яркий и контрастный блик. Откуда он?

Если приглядеться внимательно, то мы увидим, что в стекле окна не хватает кусочка стекла, и этот контрастный свет бьет именно через него. Искусствоведы считают, что так он хотел показать, что мир не совершенен.

Отверстие в стекле окна дает блик на лбу молочницы

А еще говорят, что пуантилизм появился только в конце 19 века? Как бы не так! Попробуйте приблизить и посмотреть как написан пояс юбки. Точками, разного размера и насыщенности. Хлеб, кстати, написан тоже точками.

Что вы чувствуете глядя на картину? Лично я-полное умиротворение, какое-то всепоглощающее спокойствие и, кажется, даже слышу звук льющегося в чашу молока.

Бокал вина

Эта картина мне очень нравится композиционно. Считается, что она была заказана меценатом Ваном Рюйвеном и представляет собой образец классической голландской живописи того времени.

На ней мы видим традиционные для Вермеера-покрывало, стул с головами львов(тут не видно, что это они, но поверьте), витражное окно.

Ян Вермеер, Бокал вина, 1660-е

Питер де Хог “Пьяница”, 1658 год

Пожалуй, с этой картины я начну рассказывать о противостоянии Питера де Хоха и Вермеера. Если вы посмотрели слайдер, то понимаете о чем я.

Достоверно не известно были ли они друзьями или наоборот, но взаимное проникновение их творчества очевидно. В статье о биографии Вермеера я упоминала, что в маленькой Голландии на тот момент было больше 2000 художников. Народ они были не богатый и покупать наряды для натурщиц большинству было не по карману. Поэтому они менялись. И помимо схожести композиции на картинах, вероятно, изображена одна и та же юбка.

Любовное письмо

Такая же участь постигла желтое парадное манто с мехом жены Вермеера Катарины. Первые 3 фотографии-это его картины, а последняя-Терборха. Кстати, несколько картин Вермеера причисляли Терброху именно из-за этого желтого жакета.

Ян Вермеер, Любовное письмо

Ян Вермеер, Девушка с жемчужным ожерельем

Ян Вермеер, Хозяйка и служанка

Герард Терборх , Женщина, читающая письмо

А вот картину Любовное письмо атрибутировали Питеру де Хогу потому что там использован его излюбленный прием-подглядывание в приоткрытые двери.

Немного объясню почему происходила такая путаница, а потом вернусь к де Хоху.

Голландия-торговая страна, в которой ничего не продавал только ленивый. Большое количество художников сформировало переизбыток предложения, в котором одни художники походили на других. Но были те, за чьи имена на подрамниках можно было выручить значительно больше. Вермеер к ним не относился, а вот Питер де Хох-да. Поэтому пронырливые продавцы совершенно не чурались подписывать картины известными именами и продавать их как оригиналы. Собственно, это и создало такие огромные сложности с атрибуцией картин Вермеера. Он их не подписывал, а вот продавцы-с огромным успехом, причем разными именами.

Женщина с весами

Возвращаемся. Как я уже говорила, у них с де Хохом было соревнование. Первая картина Вермеер, вторая-де Хох.

Ян Вермеер, Женщина с весами

Питер де Хог, Женщина, взвешивающая золото

Сначала картина Вермеера носила название “Женщина, взвешивающая жемчуг”, но после детального рассмотрения стало понятно, что на весах ничего нет. Более того, на стене мы видим картину с изображением Страшного суда. Можно предположить, что женщина взвешивает свои грехи и добродетель. Более того, она беременна.

Или сцена картине перекликается с действиями женщины. Она взвешивает свои богатства, а господь взвешивает души. Тем самым художник нам намекает на разительные отличия земного от божественного. И как все земные богатства ничтожны в божественном мире.

Как я уже говорила, расшифровка смыслов картин Вермеера тянет на парочку диссертаций.

Аллегория веры

У голландцев, в отличии, например, от итальянцев, были большие проблемы с аллегориями. Ну не понимали они что к чему, а фантазии придумать что-то свое не хватало. Так вот, в Голландии была издана специальная книга аллегорий, в которой подробно описывалось какие предметы, жесты и позы что обозначали.

В книге значилось, что женщина одетая в белое(свет и чистота) и синее(символизирует небо) с рукой на груди(означает добродетель в сердце) должна опираться на мир под ногами.

Ян Вермеер, Аллегория католической веры

Вермеер сделал все по инструкции. В качестве земли использовал глобус(ну а почему нет?). Более того, если вы внимательно посмотрите на пол, то увидите змею убитую камнем. Камень символизирует твердость веры, а змея-та самая с Древа познания.

Получилось, ну скажем прямо-так себе, все же у итальянцев закатанные глаза и театральные позы выглядят более органично и убедительнее.

Урок музыки

Вермеер писал свои картины долго, примерно 1-2 штуки в год. Часто закрашивал или переписывал.

Н этой картине хочу показать вам одну деталь, которую в современном мире назвали бы “ляпом”. Но сначала история.

Урок музыки

Рентгеновские исследования этой картины показали, что изначально учитель музыки должен был находиться значительно ближе к своей ученице, а она-смотреть на него. Но Вермеер решил, что такие отношения тут лишние-отодвинул учителя и повернул голову девушки к инструменту, но вот есть одна деталь, которую он не исправил-намеренно или нет-мы не узнаем.

Это отражение в зеркале. В нем девушка все еще смотрит на своего учителя. То ли таким образом он хотел показать, что в душе она все же испытывает чувство, но скрывает его, то ли просто забыл исправить. Что тоже немудрено, если ты пишешь одну картину в год, глаз сильно замыливается.

У сводни

У сводни

Совершенно нетипичная для Вермеера бытовая сцена. В первую очередь тем, что от нее не веет ледяным спокойствием. Не типичным является еще и количество фигур. Вермеер редко писал многофигурные картины, хотя тогда они пользовались хорошим спросом.

Кто такая сводня и что происходит на этой картине?

В Голландии мореходство было одной из основных сфер занятости и тысячи мужчин отправлялись в плавания оставляя своих жен на берегу. Заработок моряков был эпизодическим и пока муж не вернется с плавания женщинам приходилось выкручиваться, чтобы прокормить себя и детей. Распространенным видом заработка тогда было предоставление эротических услуг богатым бюргерам. Встречу “продавца и покупателя” обеспечивали сводни.

Собственно, на картине мы и видим момент “заключения сделки”. Обратите внимание на руку мужчины в красном, он явно намерен как можно скорее получить желаемое.

А еще есть предположение, что мужчина смотрящий на зрителя-автопортрет Вермеера, но доказательств этому нет. У художников сложилась традиция, что если в многофигурной сцене кто-то один смотрит на зрителя, то чаще всего это сам художник.

Дама в голубом, читающая письмо

На этой картине изображена женщина, поглощенная чтением письма. Письмо, вероятно, от близкого человека, который находится далеко. Об этом свидетельствуют два стула, стоящие в комнате. К тому же карта на стене символизировала дальнее путешествие.

Ну и конечно, любимый Вермеером синий во всей его красе.

Девушка с жемчужной сережкой

Я уже писала об этой картине в предыдущей статье о жизни и творчестве Вермеера(можно прочесть здесь), поэтому повторяться не буду.

Просто полюбуемся этой прекрасной и нехарактерной для него работой.

Спасибо за внимание.

 

Источник

Оцените статью
Загадки 8 самых известных картин Яна Вермеера
Почувствуй себя кинодивой 40-х: коллекция Laroom осень-зима 19-20
Top.Mail.Ru